kata_rasen (kata_rasen) wrote,
kata_rasen
kata_rasen

Хеваджра-тантра 1-1

Часть I
Пробуждение Ваджрагарбхи


Раздел 1
Семейство Ваджры

oṃ namaḥ šrihevajrāya
Ом! Поклонение Шри Хеваджре!

evaṃ mayā šrutam ekasmin samaye bhagavān
sarvatathāgatakāyavākcittavajrayoṣidbhageṣu vijahāra // (1)

Так я слышал: однажды Бхагаван вкушал наслаждения в лонах ваджрной госпожи, которые есть тело, речь и ум всех Будд.


Йогаратнамала

Поклонение Хеваджре!

Почтив божественного Хеваджру, сущность высшего наслаждения, я приступаю к написанию комментария на Хеваджра-тантру, следующего святому воззрению учителей линии преемственности.
Относительно слов «Так я слышал» и далее сказано следующее: «Поистине, это то первоначальное утверждение, которое раскрывается в Сутре и Тантре. В тантрической традиции первоначальное утверждение указывает на сущность тантры. Другие связывают его с другими вещами».
По этой причине Бхагаван изрёк: «Монахи! Моё учение познаётся правильным размышлением над словами evam maya (так я слышал)».
И поэтому тот, кто написал эту тантру, начинает со слов: «Так я слышал».
Теперь что касается слова «слышал». Когда говорится, что нижеследующее было кем-то услышано, то имеются в виду последователи, слышавшие провозглашение учения в собрании у Бхагавана. С другой стороны, если провозглашение учения было услышано в контексте какой-то другой устной традиции, то это не рассматривается как нечто авторитетное. Слово «я» использовано для того, чтобы исключить такую возможность. Использование местоимения первого лица подчёркивает здесь то, что автор трактата самолично слышал это провозглашение учения в собрании последователей, а не получил его по традиционной линии передачи. Что касется слова evam (так), то я подробно остановлюсь на нём позже.
Выражение ekasmin samaye (однажды) означает, что нечто случилось однажды, а не происходило повсюду и во все времена.
Бхагаван – это указание на Ваджрадхару в форме Хеваджры. Бхагаван – это тот, кто обладает Бхагой, то есть великолепием и другими благоприятными качествами. Сказано: «Шесть качеств: великолепие, богатство, изящество, совершенство, сияние и мудрое применение знаний – называются Бхагой».
Vijahara (вкушал наслаждения) – то есть Бхагаван блаженно пребывал в землях Просветлённого Будды.
Где именно он вкушал наслаждения? Sarvatathagatakayavakcittavajrayosidbhagesu (в лонах ваджрной госпожи, которые есть тело, речь и ум всех Будд) – то есть Бхагаван вкушал наслаждения в лонах ваджрной госпожи, которые есть тело, речь и ум всех Будд. Тело, речь и ум – это три тайных центра (triguhyasamhara). Эти три центра слагают форму Бхагавана Ваджрадхары, известную как источник всего сущего (dharmodaya). Эти тайные центры являются лонами ваджрных богинь – Лочаны и прочих. Три тайных центра являются лонами ваджрных богинь, поскольку их тела являются безупречными по сути и обладают бесчисленными чистыми свойствами. Смысл здесь таков: тело, речь и ум всех Будд – то же самое, что лона этих ваджрных богинь.
Бхагаван, сопровождаемый своим окружением, обретя пребывание в лонах, мирно проводил там время во внутренних покоях, которые есть самое тайное из тайных мест. Более ранние тантры также указывали, что это так. Дальнейшие объяснения здесь не нужны. Таков дословно подразуемваемый здесь смысл.
Вернёмся к evam maya srutam (так я слышал): «E – это Bhaga (женский половой орган), vam – это Kulisa (мужской половой орган), maya есть приведение в действие, а о srutam говорят как о двухчастном».
Сказано: «Бхагаван обладает природой Семени; то Блаженство и есть Возлюбленная».
И также сказано: «Ваджрадхара обладает качествами Сущностной Природы (dharma) и Наслаждения (sambhoga)».
И ещё: «Относительная, она бела, подобно жасмину. Абсолютная, она обладает природой блаженства».
Эти утверждения выражают сущностные тантрические представления о природе Пустоты (sunyata) и Сострадания (karuna), Мудрости (prajna) и Искусных Средств (upaya), Тела Сущностной Природы (dharmakaya) и Тела Наслаждения (sambhogakaya), Относительного (samvrti) и Абсолютного (paramartha), Стадии Зарождения (utpattikrama) и Стадии завершения (utpannakrama).
По этому поводу также сказано: «Хе – это символ Великого Сострадания, Ваджра – символ Мудрости. Внимай же провозглашаемой мною тантре, которая есть сущность Мудрости и Искусных Средств».
Итак, «однажды» и прочее прояснено. Некоторые говорят, что таково объяснение в соответствии с держателями линии.
И снова обратимся к объяснению: «E известно как элемент земли, Печать Ритуала (karmamudra) и Лочана. Лочана пребывает в лотосе о шестидесяти четырёх лепестках в Центре Творения (nirmanacakra), который расположен в пупке.
Vam известно как элемент воды, Печать Сущностной Природы (dharmamudra) и Мамаки. Мамаки пребывает в лотосе о восьми лепестках в Центре Сущностной Природы (dharmacakra), который расположен в сердце.
Ma относится к элементу огня, Великой Печати (mahamudra) и Пандаре. Пандара пребывает в лотосе о шестнадцати лепестках в Центре Наслаждения (sambhogacakra), который расположен в горле.
Ya, как сказано, есть элемент воздуха, Печать Обета (samayamudra) и Тарини. Тарини пребывает в лотосе о тридцати двух лепестках в Центре Великого Блаженства (mahasukhacakra).
Скзано, что Srutam есть Изначальное, оно же бывает двух видов. В относительном аспекте Изначальное есть форма божества и воззрение в соответствии со стадией зарождения (utpattikrama). В абсолютном аспекте Изначальное есть блаженство и воззрение в соответствии со стадией совершенства (nispannakrama). Наставления Будд в учении основаны на этих двух истинах».
Поэтому далее в тантре сказано: «Наставления Ваджрадхары основываются на двух стадиях: стадии зарождения и стадии завершения».
Таков смысл выражения «так я слышал». Относительно «однажды» и прочего объяснение то же, что и выше.


tatra bhagavān āha /
sarvatathāgatakāyavākcittahṛdayaṃ bhaṭṭārakaṃ guhyātiguhyataraṃ /
aho vajragarbha sādhu sādhu mahākṛpa mahābodhisattva vajrasattvasya mahāsattvasya samayasattvasya hṛdayaṃ hevajrasaṃkhyaṃ šṛṇu // (2)

Там Бхагаван сказал:
Сердечная суть тела, речи и ума всех Будд – это Почитаемый, который есть величайшая тайна из всех тайн. Великий бодхисаттва Ваджрагарбха, кто столь благ и обладает огромным состраданием! Слушай о сердце Ваджрасаттвы, Махасаттвы и Самаясаттвы, известном как Хеваджра!


Слово tatra (там) означает, что Бхагаван заговорил, находясь в лонах, окружённый собранием.
О чём заговорил Бхагаван?
О sarvatathagatakayavakcittahrdayam (сердечной сути тела, речи и ума всех Будд). Hrdaya (сердце) здесь означает сущность тела, речи и ума всех Будд.
Слово bhattarakam (Почитаемый) указывает на Ваджрадхару.
Относительно guhyatiguhyataram (величайшая тайна из всех тайн): Ваджрадхара есть высшая недвойственность, а также тайная форма всех Будд. Самой тайной из тайных форм Ваджрадхары является Хеваджра, потому что эта форма не была открыта шравакам и прочим. Поскольку эта форма очень почитается, и её чрезвычайно трудно обрести, а также и для воодушевления членов собрания, преданных и жадно внимающих, Бхагаван говорит: «Srnu!» – то есть: «Слушай!» Так он призывает Ваджрагарбху внимать объяснению.


vajragarbha uvāca /
vajrasattvo bhavet kasmāt mahāsattvo bhavet katham /
samayasattvo bhavet kena kathayatu bhagavān mayi // (3)

Ваджрагарбха произнёс:
Объясни мне Бхагаван, почему [он] является Ваджрасаттвой, отчего [он] является Махасаттвой, каким образом [он] является Самаясаттвой?


Vajragarbha uvaca – Ваджрагарбха произнёс.
Что произнёс Ваджрагарбха?
Он произнёс три вопроса.


bhagavān āha /
abhedyaṃ vajram ity uktam sattvaṃ tribhavasyaikatā /
anayā prajn̄ayā yuktyā vajrasattva iti smṛtaḥ // (4)

Бхагаван сказал:
Ваджра именуется неделимой, о Саттве говорят как о единстве трёх. Придерживаясь этих мудрых соображений, Ваджрасаттву и помнят под именем Ваджрасаттвы.


Слово abhedyam (неделимая) означает, что это нельзя разделить, то есть нельзя обрести в споре, поскольку это является Пустотой Всех Дхарм (sarvadharmasunyata).
По этому поводу Арьядева сказал: «Рассуждая с точки зрения пустоты, мы отбрасываем прения, поскольку посредством пустоты отбрасывается всё, включая предмет дискуссии».
Бхагаван в Ваджрашекхаре сказал так: «Пустота, которая есть неколебимая сущность, нерушимая, неистощимая, неделимая и нескончаемая, называется Ваджрой».
Слово sattvam (существо) означает живое существо. Существование характеризуется действиями, имеющими последствия, что является основой для веры в проявленный внешний мир. Живое существо характеризуется совокупностью пяти составляющих феноменального сознания (pancaskandha).
По этому поводу Бхагаван сказал: «То, что мудрый называет живым существом, является совокупностью пяти скандх».
Когда пять скандх трансформируются, то они становятся тремя центрами – телом, речью и умом.
Относительно tribhavasyaikata (единства трёх): единство этих трёх центров есть состояние недвойственности, которое возникает, когда проявляется Изначальный Свет (prabhasvara).
Слова anaya prajnaya yuktya (придерживаясь этих мудрых соображений) означают, что придерживаясь мудрых соображений, которые следуют воззрению Мадхьямаки, то есть воззрению Праджняпарамиты, тело сущностной природы (dharmakaya) называют Ваджрасаттвой.


mahājn̄ānarasaiḥ pūṛṇo mahāsattvo nigadyate /
nityasamayapravṛttatvāt samayasattvo ‘bhidhiyate // (5)

Наполненного ароматами великих знаний называют Махасаттвой. Вечно деятельного именуют Самаясаттвой.

Относительно слова mahajnana (великие знания): великие знания – это учения Махаяны.
Слово purna (полный) означает, что он полностью насыщен и удовлетворён восприятием ароматов учений.
Смысл здесь таков: во внутренних покоях, сложенных из наилучших, ярко сияющих драгоценных камней, окружённый йогинями, обладающий прекрасным телом, украшенным всеми благоприятными знаками, насыщенный ароматами высшего блаженного соединения, которое обладает природой творения и разрушения, пребывает Махасаттва, великое существо, который есть Самбогакая всех Будд.
Слово nitya (вечно) означает непрерывность на протяжении всего феноменального бытия.
Относительно слова samaya (время): понимаемое как время, здесь оно относится к совершенно строгому порядку, создаваемому пульсацией. Samaya как соблюдение обета есть строгое последовательное применение различных Искусных Средств с целью достижения трёх центров.
Samayasattva назван так, потому что непрерывно деятелен описанным образом. Слово samayasattva относится к Телу Творения (nirmanakaya), которое является источником бесчисленных проявлений Будд.


vajragarbha uvāca /
hevajran tu bhavet kena īdṛšaṃ nāmasaṃgraham /
hekāreṇa kim ākhyātaṃ vajreṇāpi kim ucyate // (6)

Ваджрагарбха произнёс:
Что означает имя Хеваджра, взятое целиком? Каков в нём смысл слога Хе и слова Ваджра?


Vajragarbha uvaca – Ваджрагарбха произнёс. Что он произнёс? Он произнёс вопросы о значении имени Хеваджра. А Хеваджра, как было указано выше, по природе своей является Ваджрадхарой.


bhagavān āha /
hekāreṇa mahākaruṇā vajraṃ prajn̄ā ca bhaṇyate /
prajn̄opāyātmakaṃ tantraṃ tan me nigaditaṃ šṛṇu // (7)

Бхагаван сказал:
Звук слога Хе выражает великое сострадание, а Ваджра – мудрость. Слушай! Я провозглашу тантру, содержащую мудрость и искусные средства.


Относительно имени Хеваджра: согласно данному здесь анализу, в составном имени Хеваджра содержится сущность мудрости и искусных средств.
Tantra – это трактат. Тантра составляется так, чтобы содержать три аспекта. Это аспекты основы, плода и искусных средств. Под основой понимаются существа, относящиеся к ваджрному семейству, под плодом – совершенная форма Хеваджры, а под искусными средствами – методы практики, которые будут изложены ниже.
Что касается tan me nigaditam (которую я провозглашу): провозглашённое – это надлежащие наставления Ваджрадхары, о которых объявляет первоначальное утверждение (так я слышал и т.д.).
«Слушай» – это призыв внимать объяснению.
Нижеследующее строчки конкретизируют, что будет объяснено.


dṛṣṭyākṛṣṭimahāchomaṃ sāmarthyaṃ bahuvidhaṃ viduḥ /
stambhanoccāṭanaṃ caiva sainyastambhābhicārukam // (8)
yoginīnāṃ yathānyāyam utpattisthitikaraṇam /
sāmarthyaṃ jn̄ānavijn̄ānaṃ devatānāṃ yathodayam // (9)

Разнообразным могуществам учит эта тантра: взглядам, привлечению и великому языку жестов; как парализовать и как изгнать; магическому способу обездвижить армию; кроме того, порождению, месту и источнику йогинь согласно правилам. Также она содержит могущественные знания и приёмы, касающиеся верного порождения божеств.

Слово yathanyayam (согласно правилам) указывает на различие методов, подходящих ученикам со слабой, средней или сильной восприимчивостью. По этому поводу см. раздел о божествах (1.3).
Слово utpatti (порождение) относится к порождению йогинь в правильных цветах, формах и прочем.
Слово sthiti (место) означает основание, основное место отдыха.
Слово karana (источник) указывает на мандалы солнца и луны, семенные слоги, а также символы.
Слово samarthya (могущество) относится к силе, возникающей от совершенства в чтении мантр и практике порождения.
Слово jnana (знания) относится к знанию прорицания и прочего.
Слово vijnana (приёмы) относится к навыкам мастера в осуществлении ритуалов.
Слово devata (божества) относится к Хеваджре и другим божествам.
Слово yathodaya (верное порождение) относится к порождению надлежащим образом.


prathamaṃ tāvad bhaved ekaṃ herukotpattikāraṇam /
bhāvenaiva vimucyante vajragarbha mahākṛpa // (10)
badhyante bhāvabandhena muchyante tatparijn̄ayā /
bhāvaṃ bhāvyaṃ bhavet prājn̄a abhāvaṃ ca parijn̄ayā /
tadvacchrīherukaṃ bhāvyam abhāvaṃ ca parijn̄ayā // (11)

Но первейшим из этих методов следует считать один – порождение Херуки. О Ваджрагарбха, обладающий великим состраданием! Именно через бытие обретается освобождение. Связанные оковами бытия освобождаются через его познание, о мудрый, познав бытие, возможность бытия и отсутствие бытия; а также познав, как может существовать Шри Херука и как он не существует.

Prathamam – первейший. Почему его называют первейшим? Потому что в традиции Тантры Махаяны первое, во что вводят учеников, – это порождение формы божества.
По этому поводу сказано: «В Тантре для достижения всех целей новичков прежде всего наставляют в порождении божественной формы».
Ekam … karanam (один метод) – когда о нём говорится как об одном (первом), то подразумевается наличие второго, а именно стадии совершенства, которая будет обсуждаться далее. Что касается первого метода, то он есть великое Искусное Средство.
Что касается bhavenaiva (с помощью самого бытия) – бытие означает возникновение, или проявление, то есть превращение одного состояния в другое. Тело, характеризующееся как собрание пяти компонентов феноменального бытия, освобождается через то, что обладает бытием.
Vajragarbha mahakrpa – Бхагаван обращается здесь к Ваджрагарбхе, называя его обладающим великим состраданием.
Некоторые описывают освобождение как небытие собрания пяти компонентов феноменального бытия, поскольку сущность освобождения свободна от каких-либо компонентов. Но если освобождение достигается через то, что обладает бытием, тогда в чём состоят оковы? По этому поводу говорится: badhyante bhavabandhena, то есть «связаны оковами бытия». В этом мире связанность – это привязанность к феноменальным объектам, представление об их реальности и вера в их реальность. Именно это подразумевается здесь под оковами.
Но каким же образом через бытие можно освободиться? Tatparijnaya – то есть, познавая его. Здесь подразумевается познание природы Мудрости, которая будет обсуждаться далее (1.5.1 и ниже). Человек освобождается познанием того, что собрание пяти компонентов феноменального восприятия по сути своей не возникает. Поэтому говорится: bhavam bhavyam bhavet prajna, то есть «следует познать бытие, о мудрый». Что познаётся? Познаётся форма божества, возникающая из трансформации солнечного и лунного дисков, семенных слогов и атрибутов.
Что касается abhavam (небытия) – следует также познать небытие, то есть невозникновение.
В Ланкаватара-сутре Бхагаван сказал: «Кто знает невозникающую природу феноменального, тот не привязывается к условиям. Такой человек, не привязанный к условиям, достигает медитативного равновесия необусловленного».
Tadvacchriherukam bhavyam – таким же образом следует постигать бытие Херуки, обладающего упомянутыми характеристиками.
Abhavam ca – а также его небытие.
Чтобы указать на следующую стадию, а именно стадию завершения, Бхагаван говорит:
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments